Форум » Фильмы и мультфильмы » Иранское кино как феномен – необычное и высоконравственное » Ответить

Иранское кино как феномен – необычное и высоконравственное

Chamfort: Об иранском кино давно говорят как о культурном феномене http://www.cinemasia.ru/docs/sections/3/_71/_2/712.html [quote]Иран, чья территория в три раза больше Франции и равна приблизительно пятой части США, а название происходит от древней формы «Ариана», то есть «страна ариев», после падения монархии преднамеренно изображался в западных средствах массовой информации только с отрицательной стороны. И в то же время, самобытные фильмы иранских кинематографистов, избавленные от удручающей пошлости, скептицизма и садомазохистской античеловечности, уже более 20 лет завоёвывают почётные награды престижных интернациональных киносмотров всех континентов. Как уживается одно с другим? Сейчас, в отличие от прошлого, свергнувшую режим Пехлеви народную революцию 1979г. многие называют «революцией духа в мире бездуховности». Директивный тезис её лидера аятоллы Хомейни о том, что «власть обездоленных является властью Бога», а также установка нового государственного руководства «не пытаться давать народу горький яд в сладкой упаковке» способствовали формированию у деятелей национальной культуры и искусства иного подхода к трактовке и отображению жизни иранцев. Кинематографисты стали откровенно и без украшательств показывать повседневность городских окраин, рыбацких посёлков, глухих горных деревень, спартанский быт кочевников. Причём сказать, будто они - какие-то диссиденты, противостоящие теократическому строю, - по крайней мере, наивно: кинодеятели работали и работают в направлении, обозначенном духовными властями Ирана, отнюдь не скрывающими свою глубокую заинтересованность показать миру открытость, устойчивость и жизнеспособность общества шиитской демократии. Тяготение к документализму, человечность и вместе с тем стремление кинематографистов сопрягать подлинный факт с личным восприятием действительности – такими качествами отличались лучшие киноленты Исламской Республики Иран, знакомые российскому зрителю по программам Московского международного фестиваля и Неделям иранского фильма. В разные годы у нас в стране демонстрировались заслужившие положительные отзывы специалистов и рядовых зрителей интересные работы, например, Киануша Аяри, Рахшан Бани Этимад, Бахрама Бейзаи, Масуда Кимиаи, Аббаса Кияростами, Варужа Карим-Месихи, кинематографического клана Мохсена Махмалбафа, Дарьюша Мехрджуи и ряда других талантливых кинорежиссёров. [/quote] http://www.islam.ru/culture/iran_kino/ [quote]Вряд ли какой-нибудь крупный кинофестиваль, проходящий сегодня в мире, обходится без вклада иранских режиссеров. Некоторые же специалисты открыто называют иранское кино “главным культурным феноменом” конца ХХ века. Кино в жизни Ирана - это вообще особая тема. Жители этой страны вполне могут гордиться собственным кинематографом, имеющим более чем 100-летнюю историю. Между тем, еще не так давно, в годы, предшествовавшие иранской революции, посещаемость кинозалов и кассовые сборы в Иране хоть и были относительно неплохими, но в смысле содержания и самобытности иранскому кинематографу похвастаться было нечем. Практически все выходившие тогда на экраны фильмы были убогим подражательством голливудской и болливудской (то есть индийской) продукции и совершенно не отражали ни национальной специфики, ни богатейшей культуры Ирана. За границей никакого спроса на эти картины, естественно, не было. Положение резко изменилось уже в начале 80-х годов, когда появились первые работы молодых иранских режиссеров, без участия которых сегодня не обходится ни один мало-мальски серьезный кинофестиваль. Множество иранских фильмов выиграло на них главные призы, например, в Каннах - «Вкус вишни», «Белый воздушный шар», а «Дети неба» получил «Оскара». Несколько из иранских режиссеров очень известны в мире. Иранские фильмы имеют отличительный взгляд и чувство. Они тонки и интеллектуальны. Хорошо используют символы; режиссерам - мастерам пейзажа - удается показать захватывающие дух своей красотой уголки Ирана. Как правило, их рассказы имеют универсальное значение. Режиссеры серьезны, но также часто игривы, и у них специфический юмор. Иранское кино заимствует много у богатой документальной традиции и поэтому информативно. Фильмы могут быть красивые и лирические, но всегда основаны на реализме, который является несентиментальным. Иранское кино непретенциозно, но с достатком предоставляет аудитории пищу для сердца и души. Фильмы в основном не имеют специальных эффектов, взрывов, несоответствующей громкой музыки или эффектных поз «звезды». Считается, что благодаря своим особенностям иранский кинематограф предлагает альтернативу господствующей тенденции кино Голливуда и находит всемирную аудиторию. В среднем в Иране снимается сегодня около 60 полнометражных игровых фильмов в год, из них около 5-6 - о детях. Примерно 10% иранских фильмов так или иначе попадают на мировые экраны. Правительственная политика, особенно в последние годы, направлена на то, чтобы поддерживать кинопроизводство и привлечь публику в кинотеатры. … По мнению Пайами, иранское кино отличает внимание к сюжетному материалу, истории, реальности. Он считает, что кино стало следующим этапом развития древнейшей персидской поэзии. «В коммерческом кинематографе сюжет подчинен режиссеру, который выбирает ту или иную фактуру для достижения своих целей. А в Иране режиссеры с особым почтением относятся к своему сюжету, смиренно ставят себя ниже его. Следствием этого стало полное пренебрежение иранских режиссеров к мейнстриму. Мы испробовали все, что выходит за рамки обычного коммерческого кино», - говорит он. Непосредственным же толчком для распространения популярности иранского кино, по его словам, «стал экзотизм иранской культуры». «Иран, особенно после революции, рассматривался западным миром как большой «черный ящик». Единственным окном в этот мир было иранское кино. Любопытство сделало нас популярными, - отмечает режиссер. - Но дело не только в этом. При всей своей простоте иранское кино оказалось способным выразить очень тонкие нюансы человеческой души, которые, как выяснилось, обладают универсальной природой». Между тем, во многих иранских фильмах сегодня все чаще заметны отголоски голливудских блокбастеров и видеоклипов. Но, несмотря на опасности коммерциализации, режиссеры в целом сохраняют типично иранских героев и иранскую проблематику, создавая свое, неповторимое, ни на кого не похожее кино. [quote]Мохсен Махмальбаф родился в бедном квартале Тегерана в 1957 году, где он живет и до сих пор, предпочитая общаться с менее удачливыми и менее испорченными людьми . [/quote] http://wworld.com.ua/show_news2.php?mid=a03-03&idnews=400 [quote]- После революции 79-го года для Ирана наступил новый период. Многие принципы, которые ранее базировались на исламе и жестких запретах, остались. Но, тем не менее, для кинематографа революция сыграла важную роль, и сейчас в год в стране снимается от 50-ти до 70 художественных фильмов. Большинство из них - коммерческие ленты. Но, несмотря на это, 5-6 из них действительно представляет художественную ценность. - Коммерческие ленты - это совместные проекты? - Нет. Это сугубо национальный продукт. Хотя в последнее время иранские режиссеры стараются делать совместный продукт. Но главная цель, которую иранский кинематограф ставит перед собой, - это фестивальная жизнь элитного кино. В Иране существует два типа лент. Одни создаются специально для иранских зрителей и циркулируют внутри страны. Вторые идут только на фестивали, и доступа у простого зрителя к ним нет. Обычный иранский зритель их не видит. - Получается, что иранский кинематограф живет двойной жизнью? - Такова реальность нашего кино. Например, в прошлом году председателем жюри кинофестиваля «Молодость» был Джафар Панахий. Его картины знают во всем мире, обычный же зритель в Иране и представления не имеет, кто это такой. У нас есть около пятнадцати подобных режиссеров, которые представляют Иран во всем мире, но о них никто не ведает в стране. И ничего странного в этой ситуации нет, потому что зритель зависит от иранского телевиденья. Оно диктует свои приоритеты и занижает общий уровень развития нации. Фестивальное кино - интеллектуальное. Обычному иранскому зрителю его трудно понять. Дистанция эта из года в год катастрофически увеличивается и зритель, который проводит свое время у телевизора, становится все глупее и глупее. - Какие темы предлагает иранский элитный кинематограф зрителю? - Это зависит от режиссера. Но есть три основных направления. Это философские экзистенциальные темы, социум, описание жизни национальных меньшинств. - И все-таки странно слышать, что при существовании серьезного кинематографа иранское телевидение развивается в сторону развлекательности. - Телевидение везде одинаково. Я вижу, что оно во всем мире предназначено для того, чтобы делать людей глупее. В Иране это еще больше распространено, так как связано с политикой. Если народ мыслит в одном направлении, то им удобнее управлять. Это не значит, что ТВ вовсе не предлагает интеллектуальных программ. В Иране есть канал ТВ-5. Он полностью отдан культуре. На других каналах тоже есть отдельные передачи, которых ждут умные зрители, но в большинстве иранские жители их не смотрят, а выбирают то, что попроще. [/quote] [quote]Девственную сущность иранской кинематографии удалось сохранить во многом благодаря табу, наложенному на западную продукцию. Больше того, тамошняя цензура, строго контролирующая кинопрокат, запрещает не только демонстрировать насилие и секс, но и снимать то и другое своим режиссерам. И тем самым она невольно оказывает своеобразную услугу собственному кино, которому отсутствие агрессии и эротики не помешало обзавестись ареопагом классиков и выглядеть сверхоригинально на фоне некоей унифицированной прозападной модели, сформировавшейся в последние 30-40 лет. [/quote]

Ответов - 5

Justin_Rage: Очень много букаф, ниасилил. А если вкратце?

MediaWorm: А если вкратце? Надоело западное кино - смотрите иранское (к жителям Ирана не относится).

pin: киаростами не очень цепляет, макмальбаф хорош только ранний - времён габеха и мига невинности. мачжиди сейчас пытаемся всего перевести. как сделаем выложим на торентс.ру


Justin_Rage: pin вот ты лучше скажи, где скачать раннего Макмальбафа в хорошем качестве, а то приходится с пайрат бэй тянуть то, что есть.

Chamfort: мачжиди сейчас пытаемся всего перевести. как сделаем выложим на торентс.ру Вот это было бы здорово Я первый на закачку



полная версия страницы